КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №10 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ЛУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Адаптированная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 комбинированного вида» (далее – Программа) разработана в соответствии с обновлённым ФГОС ДО – приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений…» (зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 №72264) и с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Срок реализации Программы 2 года Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности и способностей детей в различных видах детской деятельности. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Структура Программы включает 3 основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет её цель и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты её освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел Программы включает: описание образовательной деятельности по 5 образовательным областям; формы, способы, методы и средства реализации Программы, которые отражают аспекты образовательной среды; предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношения ребёнка к миру, к другим людям, к самому себе; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы Программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Организационный раздел Программы содержит: -психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка с ТНР; - календарный план воспитательной работы в ДОУ - Цель и Задачи Программы: Цель реализации программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Задачи: реализация содержания АОП ДО для обучающихся с ТНР; коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР; охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в т.ч. их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; Задачи Программы: формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР; обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы Ребёнок: обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; усваивает значения новых слов на основе углублённых знаний о предметах и явлениях окружающего мира; употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные; умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; правильно употребляет основные грамматические формы слова; составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы; владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двух-сложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, одно-сложных); правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании; Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику; регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки; отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим работни-ком, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника; использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами; использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности; Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов, решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного матери-ала символические изображения; определяет времена года, части суток; самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует); пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся; составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры; составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта; владеет предпосылками овладения грамотой; стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности; Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры; имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор; проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам; сопереживает персонажам художественных произведений; выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции педагогических работников: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения; осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений; знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта; владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРОГРАММЫ Обязательная часть Программы (объём не менее 60% от её общего объёма) соответствует Федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на: - специфику региональных условий и других социокультурных особенностях, в которых осуществляется образовательная деятельность; - сложившиеся традиции ДОУ; - выбор парциальных образовательных программ (Н.В. Нищева, Ю.А., Кириллова «Я люблю Россию») и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Взаимодействие с родителями Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. 1. 2. 3. 4. Несколько основных направлений организации взаимодействия ДОУ и семьи: Изучение семьи. Информирование родителей о достижениях и перспективах развития ребенка. Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Вовлечение родителей в жизнь детского сада. Формы и активные методы взаимодействия с родителями: Родительские собрания. Консультации. Совместные праздники. Проведение мастер-классов. Проекты и выставки. Конкурсы. Оформление родительских уголков. Анкетирование. Совместные экскурсии и походы. Размещение информации на сайте МДОУ, стендах организации, мессенджерах и т.д. Спасибо за внимание!