Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида» 188 230, г. Луга, ул. Средняя Заречная, д.91 тел.: (81372)2-39-48, сайт: http://mdou10-1uga.ucoz.ru/ e-mail: irina.ovs2014@yandex.ru Утверждена: заведующий МДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида» ________________И.А. Овсянникова Рассмотрена: на заседании педагогического совета протокол от 31.08.2020г. №1 Дополнительная образовательная программа Направленность <<Социально-педагогическая >> Кружок <<Азбука финансов>> Старший дошкольный возраст (5-7лет) Срок реализации: 1 год Программа разработана в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования России от 18 июня 2013г.№ 28-02-484/16) Автор программы: Воспитатель I кв. категории Новикова Ю.Ф. Подписано цифровой подписью: Ирина Овсянникова Овсянникова Александровна DN: cn=Овсянникова Ирина Ирина Александровна, o=МДОУ "Детский сад №10 комбинированного вида", Александровна email=irina.ovs2014@yandex.ru, c=RU г. Луга 2021г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне. 2 Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, чтообучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Грамотность в сфере финансов так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. 3 С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Сегодняшнее поколение живёт в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своём будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле- продаже и других финансовоэкономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача- дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный опрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, т.к. социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовоэкономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - сформировать первичные экономические понятия; - научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; 4 - объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.; - научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.) Программа рассчитана на один год (старший дошкольный возраст). Занятия проводятсяс сентябрь-май (1 раз в неделю) согласно тематическому плану во второй половине дня по понедельникам с 15.30 до 15.55, длительность занятия – 25 мин. Численность детей в группе 20 человек. Дети посещают кружок по опросу и согласию родителей. Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании. Занятия по экономике проводятся в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя: Ознакомление детей с денежными единицами разных стран. Решение проблемных ситуаций. Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион». Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта). Решение арифметических задач, кроссвордов. Чтение художественной литературы. Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия: - анализ, классификация предметов; - обобщение по заданному признаку; - сравнение и выделение главного; - простые умозаключения; - действия по предложенной схеме-алгоритму Игровые упражнения для развития математических способностей: - овладение счетными операциями; 5 - формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени; - сравнение количества предметов; - освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание); - решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание. Для закрепления сложных экономических понятий можно использовать сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе игрушечного мальчика Эконома. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами. К знакомству детей с экономической азбукой необходимо подключать родителей. На заключительных занятиях рекомендуется провести аукцион товаров, которые дети сделали дома вместе с мамами и папами. Также большой популярностью будет пользоваться конкурс на открытие собственной фирмы. Привлечь к этому можно также родителей: придумать с ними фирменный знак, изучить спрос и предложение на рынке, продумать рекламную кампанию. Рассказы о бартере можно дополнить реальным бартером: предложить детям принести из дома небольшие сувениры и обменяться ими. Ожидаемые результаты. Результатом своей работы по реализации программы я планирую сформировать у детей следующие понятия и представления: 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. 2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. 3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник). 4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). 5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде). 6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности). 6 Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные 7. ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь). Финансы – это интересно и увлекательно. 8. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются итоговые занятия, совместные мероприятия с родителями. Учебно-тематический план. Разделы программы Количество Количество 1 год (старшая группа) занятий часов: (25 мин. занятие) 1.Введение в мир экономики. 2 0,50 2.Разнообразие потребностей современного 4 1, 40 3.Что такое ресурсы. 4 1,40 4.Труд- важное условие в жизни человека. 4 1,40 5..Деньги и денежные знаки 7 2,55 6..Семейный бюджет. 4 1,40 7..Банк. 2 0,50 8.Цена 2 0,50 9. Реклама. 3 1,15 Всего: 9 32 12.20 человека. 7 3. Содержание программы Месяцы Тема Содержание организационной Программное содержание деятельности 1 Сентябрь 2 4 «Введение в мир Рассматривание Установить контакт с экономики» иллюстраций. ребенком, выявить Сюжетно- ролевая игра элементарные «Супермаркет» экономические знания. 1-я неделя 2-я неделя 3 «Знакомство с .Познакомить детей с Гномом Рассматривание Гномом Экономом. Экономом» иллюстраций и Дать понятие оборудования уголка. «экономика». Октябрь «Разнообразие Работа со схемой Формировать у детей 1-я неделя потребностей «Потребности человека». понимание, что такое современного Рассматривание потребность, в чем она человека» иллюстраций. выражается. «Потребности в Дидактическая игра на Формировать у детей пище, воде, тему «Одежда людей» умение беречь хлеб, воду, 2-я неделя воздухе, тепле.» тепло, свет. Воспитывать у детей культуру деятельности, навыки личной гигиены. 3-я неделя «Рождение новых Дидактическая игра «Где Закрепить у детей умение вещей» лечат старые вещи». правильно использовать Ремонт книг. все, что необходимо нам в повседневной жизни; умение продлевать жизнь 8 вещам, которыми дети пользуются. 4-я неделя «Потребность в Чтение В.Маяковский Формировать у детей общении и «Что такое хорошо и что доброжелательное уважении» такое плохо» отношение к сверстникам Рассматривание и взрослым. иллюстраций к книге. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Ноябрь «Что такое Рассматривание книг о Познакомить детей с 1-я неделя ресурсы» природе, иллюстрации с понятием «ресурсы». изображением животных, Формировать бережное растений. отношение к живой природе. Учить бережно относиться ко всему. 2-я неделя «На благо Рассматривание альбома Закреплять знания детей о человека» «Правила поведения в бережном отношении ко лесу». всему, что создано Игра «Доскажи природой. Объяснить словечко». детям, что для Дидактическая игра «Из экономических ресурсов чего сделано?». нужны природные ресурсы. 3-я неделя «Вода- природный Просмотр презентации Уточнить знания детей, ресурс» «Капелька воды». для чего нужна вода. Рисование с детьми на Учить бережно относиться тему «Для чего нужна к природным ресурсам. вода». Воспитывать любовь к родному краю. 4-я неделя «Трудовые Рассматривание альбома Познакомить детей с ресурсы» «Наш город» понятием «трудовые ресурсы» Декабрь 1-я неделя «Труд» Рассматривание Уточнить понятие «труд», иллюстраций из какой он бывает. Что 9 2-я неделя произведения Н.Носова получается в результате «Мишкина каша» и рнс труда? Воспитывать у «Морозко». детей желание трудиться. «Труд- важное Рассматривание Уточнить знания о труде, условие в жизни иллюстраций на тему трудолюбии. Воспитывать человека» «Труд взрослых и детей». у детей уважение к труду Пословицы о труде. взрослых и детей. Коллективный труд по уборке в группе. 3-я неделя «Все профессии Рассматривание Уточнить знания детей о важны» иллюстраций из профессиях. Воспитывать произведения С.Маршака уважение к труду людей. «Откуда стол пришёл» Дидактическая игра «Наши мамы, наши папы» 4-я неделя «Кому что нужно для труда» Уточнить знания детей о Дидактическая игра профессиях, об орудии «Кому что нужно для труда людей. работы», «Все профессии важны». Сюжетно- ролевая игра «Библиотека». Январь «Деньги» 1-я неделя Рассматривание денег, их Формировать рисование. Заучивание представление детей о пословиц о деньгах. деньгах. Показать, что каждая вещь стоит денег. Развивать навыки счета. Воспитывать правильное отношение к деньгам. 2-я неделя «Экскурсия в Сюжетно-ролевая игра Показать детям характер магазин» «Магазин» труда продавца. Вспомнить правила поведения в магазине. 10 3-я неделя «Денежные знаки» Рассматривание денег. Дать сведения о Сюжетно- ролевая игра производстве денежных «Монетный двор». знаков. Закрепить Поделка различных денег представление о том, как для игры в магазин. выглядят современные деньги, что они бывают разного достоинства. Февраль «Аверс. Реверс» 1-я неделя Рассматривание Дать понятие о том, что у денежных единиц. Игра каждой денежной единицы «Орел и решка» есть лицевая сторон-аверс и обратная-реверс. 2-я неделя «Валюта» Рассматривание валюты Познакомить детей с (монеты, купюры). валютой, деньгами других стран. 3-я неделя «Денежные знаки Рассматривание валюты Дать представление о других стран» (монеты, купюры). разнообразии денежных Игра «Волшебные знаков в разных странах. превращения денежки». 4-я неделя «Путешествие Рассматривание денег, Уточнить и расширить денежки» карты мира. представление детей о Рассматривание деньгах. иллюстраций к сказкам разных стран. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Король лев» и т.д) Март «Семейный Рассматривание Познакомить детей с 1-я неделя бюджет» иллюстраций, некоторыми фотоальбома «Моя составляющими семейного семья». бюджета. Воспитывать Рисование на тему «Моя уважительное отношение к семья» людям, зарабатывающими деньги. 11 2-я неделя «Бюджет- Сюжетно-ролевые игры Дать понятие детям, что источник доходов «Супермаркет», «Семья». такое доходы и расходы. и расходов» Беседа «Кто в семье что Воспитывать разумные покупает?» потребности. Дидактическая игра «Семейный бюджет». 3-я неделя 4-я неделя «Сбережения» Игра «В гостях у трёх Расширить представления поросят». детей о доходах и Просмотр мультфильмов расходах; подвести к «Три медведя», «Лиса и пониманию понятия заяц». «сбережения». «Денежная Поделки посуды из Раскрыть детям понятия: прибыль и долг» пластилина. Сюжетно- «прибыль», «долг»; дидактические игры: рассказать о зависимости «Магазин», «Посуда». между «качеством»товара и получаемой «прибылью» при его продаже.. Апрель «Банк» 1-я неделя Чтение Э. Успенского Дат понятие, что такое «Бизнес крокодила банк. Гены» Уточнить представления Рисование на тему «Мой детей о некоторых банк». операциях, производимых в банке. 2-я неделя «Деньги-банк» Изготовление Раскрыть детям смысл экономического куба вложения денег в 10х10, на каждой стороне сберегательный банк. которого изображена картинка на экономическую тему. 3-я неделя «Цена-ценник» Рассматривание, Познакомить детей с рисование ценников. ценником. Научить Сюжетно- ролевая игра сопоставлять цену товара «Супермаркет» 12 с имеющимися у них наличными деньгами. 4-я неделя «Деньги- средства Сюжетно-ролевая игра Расширить знания детей о обмена товарами» «Магазин» бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как о средстве обмена между людьми. « Реклама» Май 1-я неделя 2-я неделя Рассматривание рекламы Дать детям разных товаров. представление о Дидактическая игра «К назначении рекламы, её какому товару эта видах: печатная, радио и реклама?» видео- реклама. «Реклама- Рисование рекламных Уточнить знания детей о двигатель буклетов, рекламе; показать торговли» рассматривание их. рекламные листовки из магазинов, но понятные детям. 3-я неделя «Профессии людей Сюжетно-ролевая игра Расширить представления в рекламном «Рекламное агентство» детей о профессиях, агентстве» связанных с работой в рекламном агентстве. Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет. В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям. 13 В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей. Ведущие принципы программы (учет возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников, их интереса к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, комплексный подход к развитию личности дошкольника, который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания) соответствуют ФГОС ДО. Содержание программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания богатой развивающей среды: Игровые уголки - мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм, Наглядно-иллюстративный материал: карта-схема прихода воды в дом две ширмы типа «живых картинок» - «Путешествие Капа и Капельки» и «Волшебный огонек», лабиринты «Найди не выключенный прибор», «Экономь электроэнергиювключай электросчетчик», карта-схема «Путешествие в город», перспективная карта покупок. Игротека: «Дороже-дешевле», «Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Оптовичок», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы»,«Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Обмен», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство». Произведения художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова, Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш. Перро 14 «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; фольклор о труде, профессиях. Список литературы: 1. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6. 2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.-2010..-С.42. 3. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова, Е.А.Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с. 4. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), Калининград, 2013.-26 с. 5. Г.П. Поварицына. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Волгоград. Учитель -186с. 2018г 6. Шорыгина.Т.А . Беседы об экономике. ТЦ Сфера-2009г 15 Система мониторинга и диагностики достижений детей. Мониторинг осуществляется в начале и в конце года; Используются такие формы обследования как диагностика, беседа, анкетирование родителей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей. В соответствии с классификацией К.Ф.Исаевой, В.И.Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников. 1 уровень- низкий Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно- следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельное свойство предмета в единое целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности. 2 уровень-средний Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинноследственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде. 3 уровень-высокий Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщённостью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют правильные образы, легко устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам. Объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности. 16 Все три уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав. Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом- каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл: 3 балла-при ярко выраженном признаке 2 балла-при его устойчивом проявлении 1 балл-в случае слабого проявления признака 0 баллов- при его отсутствии В связи с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей 1 уровень- низкий- количество баллов от 3до8 2 уровень-средний- количество баллов от 9 до 13 3 уровень- низкий- количество баллов от 14 до 18 Фамилия, имя ребенка Потребно сти Ресурсы Труд 17 Деньги Семейный бюджет Банк Цена Реклама